• Сердитова Наталья

Правильные игрушки

Игрушек сегодня много, слишком много. У всех. Даже в тех семьях, материальный достаток которых, скажем так, неизбыточен.


Почему игрушки важно выбирать? Во-первых, игрушки ребенка – это особая атмосфера дома, даже семьи – они подсказывают тему, настрой игры (то есть значительной части жизни ребенка); они наполняют дом – мы их видим, слышим, осязаем. Именно они, разбросанные игрушки, так часто раздражают многих родителей. А если взять и представить физический объем, который занимают игрушки даже одного ребенка в квартире, то почти всегда, уже один этот объем, это занятое пространство имеет право быть нами осмысленным.


Итак, самое главное – счастье ребенка – это когда у него мало игрушек. Мы просто напрочь лишаем детей истинной радости, заваливая его игрушками. Мало – это столько, сколько ребенок способен держать в поле своего внимания. Это столько, сколько может аккуратно разместиться в одной комнате. Для младенца до полугода это максимум совсем небольшая корзинка с парой хороших погремушек. Для ползунка - небольшая коробка рядом с его ковриком, до которой он сам доползает и вынимает игрушки. Для ребенка одного года – полка, на которой стоят (а не свалены в ящик) его игрушки. Далее возможен стеллаж и коробки какие-то, но количество должно быть таким, которое возможно рассортировать и бережно разместить. Например, сколько кукол может быть у маленькой молодой мамы? Столько, за сколькими «детишками» она может уследить. Это две-три хорошие игровые куклы. То же касается машинок для мальчиков – столько, сколько помещаются в «гараж». В итоге, если игрушек мало, ребенок имеет счастье мечтать об игрушке, имеет счастье искренне радоваться, взрослые имеют возможность не быть вытесненными с жилплощади игрушечными зверями, паровозами и машинками.


Вот и встает следующий вопрос – что значит «хорошая» игрушка. На сайте Центра экспертизы игры и игрушки есть статья, в которой описаны критерии, по которым игрушки проходят экспертизу. Одним из главных критериев для меня является то, что она просто должна быть по-настоящему красивой. Она должна нравиться и мне тоже. Редкий взрослый получает визуальное наслаждение, глядя на кислотную розово-зеленую погремушку, на монстров, на многих современных кукол. О звуках, на которые способны детские игрушки, лучше не говорить, а тихо поплакать. В общем, с игрушкой в Ваш дом и в мир Ваших детей должна входить красота. И добро. Игрушка, которая несет только агрессивный игровой потенциал (монстры, трансформеры), не может являться хорошей.На этом уже можно было бы закончить. Но если убрать все плохое, то у нас все же остается вопрос, а что же есть хорошее.


Самая хорошая игрушка – это простая игрушка. Чем проще игрушка, тем сложнее игра. Сложная «развивающая» игрушка, в которой в самой много заложено, оставляет ребенка простым объектом, воспринимающим этот навороченный механизм. Кукла без ярко выраженных эмоций на лице может загрустить, может обрадоваться, может заплакать. Ребенок – творец игры, он наделяет игрушку характером. Стоит в куклу или мягкую игрушку встроить интерактивный механизм, какой-то звук, песню, реплику или движение - игра неизбежно «сворачивается» до нажатия на кнопку и прослушивания того, что есть в игрушке. Эта игрушка как бы крадет игру у ребенка – он не творит, а воспринимает то, что кто-то заложил в игрушку. И это всегда намного примитивнее, чем то, что ребенок (сначала вместе со взрослым) может вдохнуть в игрушку. Итог – нет интерактивным игрушкам, игрушкам узкой направленности. То есть в игрушке важнее не сама игрушка, а во что с этой игрушкой можно играть. Полицейская машинка, например. Если ее можно просто катать, в нее нельзя никого посадить может свести игру дошкольника (который способен создать прекрасный сюжет) до примитивного катания машинки (то есть до предметно-манипулятивной игры ребенка до трех лет). А машинка неопределенной марки, в которую можно посадить пассажиров или уложить груз, не будет ограничителем в создании игры. Или конструктор, из которого можно собрать только один вариант игрушки. Он будет хорош только в том случае, если игрушка получится игровая (не будет рушиться в игре).

Очень важен возраст ребенка. Рассмотрим пример с куклами. Для девочки до трех лет – только куклы в пришивной одежде, которую нельзя снять. А девочке после четырех уже нужен шарфик или накидка на липучке, чтобы вывести куклу на улицу. Девочке постарше – платье, ночная сорочка, носочки, обувь, сумочка. Если этот комплект подарить девочке двух лет, то мы получим голую куклу посреди комнаты – ребенок, конечно, разденет игрушку, а одеть просто не может.


И, конечно, многофункциональность. Игровые предметы на любой почти возраст – мячики, шелковые платки, палочки, «бросовый материал» - ракушки, каштаны, желуди. Это и продукты в магазине, и еда для кукол, и просто полет фантазии. Приведу несколько примеров из игры моих детей. Старший просит меня привязать шелковый красный отрез к палочке – ему нужен факел. Кусок синей ткани превращается то в озеро, то в накидку для принца.


Я не могу рекомендовать размещать дома крупные игровые предметы с однозначным применением типа кухонной плиты. Очень неплохо плиту заменяют нарисованные на листе бумаги комфорки. Если у ребенка эта игра пользуется популярностью, то рисуем красиво и ламинируем.


Хорошая игровая среда обычно создается в вальдорфских детских садах, есть даже отдельное понятие «вальдорфская игрушка», ищите на рождественских ярмарках в вальдорфских школах.


Но какие бы хорошие не были игрушки, главное, чтобы не наш дом был для них, а они для дома, семьи и ребенка. И еще важное замечание - ребенок дома должен жить не только и не столько в мире игрушек, а активно включаться в реальную бытовую жизнь семьи, но об этом стоит поговорить отдельно.

Просмотров: 34Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все

+79163933205

Все самое интересное - в рассылке. Редко, но по делу.

  • Facebook
  • Instagram

©2019 Сердитова Наталья, семейный психолог.