• Сердитова Наталья

Психология грудного вскармливания после года

Грудное вскармливание – особый период в жизни ребенка и его мамы. Но все когда-то заканчивается. И у одних пар «мама и малыш» в 2 месяца, у других ближе к году, а у третьих и к двум годам еще процесс не окончен.

Для начала стоит отметить, что ребенок после полутора – это уже не младенец бессловесный, а более чем сознательный (по крайней мере относительно обсуждаемой темы) персонаж. Дитя знает, где и как, может в людном месте подойти (или подбежать) и потребовать грудь (во всеуслышание, вполне понятно для всех окружающих).


Как правило, долгокормящие мамы трепетно относятся к потребностям ребенка – потребность в близости, контакте, удовлетворении рефлекса сосания (естественным образом, без привлечения пустышек, пальцев и уголков одеял), подкрепления иммунитета. Да и просто удобно – уложить, успокоить. Ну и еще известный момент – такая мама чувствует себя очень нужной своему ребенку.


Вроде все здорово и гармонично, но подрощенный карапуз вызывает вполне ожидаемую реакцию окружающих, когда подходит к маме, раздевает и... так скажем, употребляет. Многим сразу ясно, что здесь что-то не так. Если не разбираться – все ясно, не надо грудью кормить в столь «почтенном» возрасте. А если разобраться, то дело не в кормлении как таковом. Мама тоже устает от такого кормления, жалуется, что ребенок «требует», «ничего с ним сделать нельзя», задается вопросом «как ему объяснить?» и подумывает, как все это завершить, но не знает как.


Но, оказывается, через кормление грудью (как через один из способов взаимоотношений матери и ребенка) раскрываются важнейшие механизмы взаимодействия и устройства семейной системы. И мы можем подойти к осознанию таких параметров как границы и иерархия в отношениях матери и ребенка, понятий «ведущий» и «ведомый».


Наряду со всеми потребностями младенца, которые хорошо знают женщины, настроенные кормить долго, существует еще одна – ребенок нуждается в том, чтобы быть ведомым матерью. Мама обеспечивает комфорт, знает, что нужно ребенку (ориентируется на него). Мама главная, ведущая в жизни ребенка. Как проявляется этот закон в быту, в мелочах? Коснемся грудного вскармливания. Грудь мамина (это и вопрос границ, где мама, а где ребенок) и распоряжается и умеет пользоваться ей мама. Сразу после рождения подразумевается, что именно она может правильно приложить ребенка (так как грудь ее и она умеет ей пользоваться – поэтому мы всегда настраиваем женщин на изучение этого вопроса еще в беременность). И потом – не ребенок сам, когда захотел и как смог взял, а мама, ориентируясь на ребенка, дает грудь. И организует для этого удобное для себя пространство. Это происходит и в месяц, и в год, и в два. Когда-то, когда малыш впервые залезает под кофту, это может умиление вызывать, как любое новое умение. Но не стоит отдавать такую важную часть тела на неконтролируемое безвозмездное использование даже самому дорогому и любимому ребенку. Как, кстати, и кофту.


Еще такое нарушение иерархии можно заметить, например, на прогулке. Мы всегда гуляем там, куда нас завел юный исследователь, и чаще бегаем за ним.

В общем, когда ребенок подбегает и раздевает – дело не в том, что он еще находится на грудном вскармливании, а в том, что он не чувствует границ (где мама, а где он), является ведущим (нарушен закон иерархии). Маме следует предвосхитить такой порыв, самой удалиться и организовать удобное для себя пространство, и накормить (если она считает, что ее ребенку действительно такой способ контакта именно сейчас необходим).


И в этом случае, при соблюдении этих правил, грудное вскармливание (да и материнство) не изматывает маму и не нарушает базовых представлений о мире у ребенка.

Просмотров: 19Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все