• Сердитова Наталья

Психология для обывателя

Пост обновлен 15 июля 2020 г.


Захожу в книжный магазин. Хороший, «уважаемый» книжный магазин. Двигаюсь к стенду «Психология». Читаю названия: «Я сделаю вас богатыми!», «Мотивация решает все», «Девять комнат счастья», «Жить, используя 7 навыков. История мужества и вдохновения», «Не набрасывайтесь на мармелад!» и прочее. Я не берусь судить о том, хороши или плохи эти труды. Но что-то подсказывает мне, что они не имеют ничего общего с психологией. А что мне подсказывает? Образование. Что же думает о психологии обыватель (наш потенциальный клиент)?

Я берусь на написание небольшого эссе о том, какое место психология занимает в умах и представлениях общества.


Ссылаясь на статью В.П. Зинченко «Общество на пути к «человеку психологическому»», «в отличие от России, в развитых странах Запада психология давно воткана в социальную жизнь. Психологические службы работают в образовании, медицине (не только в психиатрии), в экономике, в армии, политике, промышленности, судах, тюрьмах. Два психолога (Г. Саймони, Д. Канеман) получили Нобелевские премии по экономике.» Нам до этого далеко, во многом благодаря тому, что психологи у нас как грибы после дождя взращиваются не только в уважаемых учебных заведениях, но и на краткосрочных курсах, тренингах и обучающих программах. В чем опасность такого подхода? Ответ банален, непрофессионализмом. Однако, цитируя О. Мандельштама: «Я создатель миров моих», я сам отвечаю за свою жизнь и я выбираю… в некотором случае простой путь. Психология – «наука о душе». Кто может быть большим экспертом в моей душе, нежели я сам. Осталось теперь немного подучиться техникам, и можно врачевать чужие души. И ежели удалось немного разобраться с собой, со своим мужем и материальным состоянием, то осталось набраться немного бравады и в оптимистическом стиле обучать «совсем простого обывателя» тому, как достичь личностного роста, найти мужа или сохранить имеющегося в наличии, стать богатым и успешным. И не забудем про подарочную упаковку – «психология»!

А обыватель живет своей жизнью, и сталкивается с задачами и проблемами. И вроде нужна ему психологическая помощь. И он подходит к стенду «Психология» в книжном магазине.


И он не знает, что психология – это наука. Как наука, психология имеет методологические основы. Изучает, например, познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение), эмоциональные явления, психические состояния, такие, как вдохновение, стресс, усталость, адаптация, а так же психические свойства человека, такие, например, как темперамент, характер, способности. Что есть отдельные отрасли и направления в психологии. Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах. Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Медицинская психология изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении. Патопсихология - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Психодиагностика разрабатывает методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Можно не останавливаться и перечислять дальше.

О том, что психология и психотерапия не тождественны, обыватель не знает и тем более не знает о практически бесчисленных направлениях психотерапии. О том, что специалист каждого направления по меткому выражению Ф.Е.Василюка имеет свое психотерапевтическое упование, за счет которого и должны происходить изменения: научение, осознание, переживание и прочее. Психологи пишут научные работы, статьи и эссе, смакуя трактовки понятий и оттенки смыслов. Но человек, к цеху не относящийся, об этом не подозревает и легко может спутать человека, который назвал себя психологом самостоятельно и действительного специалиста. И назовет тогда психологией то, с чем ему пришлось волею судьбы познакомиться. Сегодня вероятность познакомиться с «фальшивкой» слишком велика.

В чем опасность? Начиная с банального, с одного простого человека, который в той или иной форме к психологии решил обратиться и… не то, «ерунда какая-то», «я сам лучше знаю». И не знает он, что психологией и не пахло, что с «самозванцами мысли» и «торговцами смыслом жизни» (М.К. Мамардашвили) столкнулся. И заканчивая глобальным падением этой науки в статусе.

Однако оставим самозванцев. Обратимся к честным практическим психологам, которые честно работают и несут собой образ психологии в массы. Хочу здесь затронуть вопрос о том, как психолог-консультант смотрит на своего клиента. Или пациента. Излюбленная тема. Психолог знает слова эмпатия, безоценочное принятие, конгруентность. Умеет ли (и возможно ли говорить об умении относительно подобных понятий) он быть с человеком напротив во время сеанса конгруентным, эмпатичным, принимающим и безоценочным? А не во время сеанса, а в жизни? И как психолог вообще разделяет понятия клиента и отношения с ним и других людей? Здесь речь идет уже не о классическом, базовом образовании, которое как фундамент для здания, знакомит с теориями и именами, концепциями и законами, а о личности психолога. Есть основания полагать, что в профессии психолога, а через нее и в понимании психологии обывателями, ключевую роль играет личностные качества человека, который выбрал этот путь.

Вспоминаю прекрасные слова митрополита Антония Сурожского: «Для того, чтобы так, душевно подойти к человеку, нужно громадное внутреннее целомудрие, нужно быть в состоянии посмотреть на человека как на икону, на живую икону, к которой ты подходишь с глубоким уважением, с благоговением, и по отношению к которой ты будешь действовать, как действовал бы в храме по отношению к писаной иконе. То есть – молитвенно, благоговейно, чутко, смиренно, трепетно и прислушиваясь изо всех сил к тому, что в человеке есть, что он может сам сказать; но и к тому, что Дух Святой в нем совершает.» Думаю, это эталон того, как в принципе человек должен подходить к человеку. Но для практического психолога это особенно важно. Но возможно ли? Выучиться в ВУЗе, освоить профессию так, чтобы не называться самозванцем задача нетривиальная. А, применяя знания и опыт, быть личностно включенным, живым психологом, помогающим, задача еще более трудная.

Человек может не разбираться в физике и химии, но уважает эти науки, примерно представляя, насколько они трудны, важны и даже интересны. И соприкасается он с ними лишь используя продукты, результаты – технические и химические средства и изобретения. И оценивает их. «Психология после богословия и медицины, конечно, самая точная наука. К счастью, человек создан не для удобства теоретиков, экспериментаторов, управленцев и других практиков работы с ним.» (В.П. Зинченко) Однако, человек, пользуясь психологическим знанием и наукой, получает «два в одном» - продукт плюс личность производителя (психолога), и оценивает влияние того и другого. Отсюда напрашивается вывод об особой ответственности психолога.

В общем, речь идет об одной из линий, по которым формируется психологическая культура в обществе. Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Причем, индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет, она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стартовой культуры. Если исходить из понимания культуры как: а) системы специфически человеческих видов деятельности, б) совокупности духовных ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности человека, то можно выделить следующие составляющие психологической культуры личности: психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексия, культуротворчество. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие культуры и, прежде всего, психологической культуры простого человека. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» — риска не стать человеком. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развития» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важных задач практических психологов — поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении создания психологической культуры (а, в общем, знакомство человека с современной научной психологией простым языком).

Настоящая психология (а я считаю важным подчеркивать это ввиду путаницы у обывателя) вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признается индивидуально неповторимое в человеке (Е.А. Климов). Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакие психические проявления и реальное поведение людей. Способность человека к переживанию сопереживанию, способность сострадать, сочувствовать, содействовать, поступать великодушно составляют основу психологической (внутренней) культуры личности.

Задачи практической психологии предъявляют все более высокие требования к личности специалиста, к уровню его профессиональной подготовки, общей и психологической культуры. Масштаб личности специалиста должен соответствовать степени значимости решаемых задач.


#психология

Просмотров: 0Комментариев: 0